Безопасность детей - в ваших руках!

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 57"

г. Магадан

Безопасность детей - в ваших руках!

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

Предлагаем вам познакомиться с материалами федерального пакета социальной рекламы (графическими файлами, видео-, аудиоматериалами, плакатами, рисунками и т.п.) на тему различных сезонных рисков, пройдя по ссылке https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

 

  ОГРАДИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ОПАСНОСТИ!

          Мир полон опасностей, поэтому хочется обратиться к родителям: побеспокойтесь о безопасности своего ребенка.

          Игры с огнем опасны.  В поисках острых ощущений, дети играют с огнем, где это только возможно. Но редко кто из детей относится к данному мероприятию ответственно. Объясните им, что розжиг костров, игры со спичками очень опасны. Напомните им, по какому телефону необходимо звонить в случае возникновения пожара.

          Игры с электричеством. Не разрешайте детям играть с огнем, разводить костры без взрослых. Объясните опасность поджога тополиного пуха и сухой травы, расскажите, что они могут быстро распространять огонь, тем более в жаркий сухой день. Не менее важно рассказать ребятам про опасность обрыва электрических проводов, которые часто встречаются во время зимних бурь. Расскажите, что во избежание поражения электрическим током, такие провода не только нельзя трогать руками, но и даже приближаться к ним, особенно если вокруг мокро. О случаях обрыва проводов надо немедленно сообщать взрослым и вызывать соответствующую ремонтную службу

           Наиболее опасные места для жизни детей в населенном пункте и вблизи него - скоростная автодорога, переходы на автодороге, наиболее опасные места перехода улиц, где нет указателей перехода. Выходя из подъезда на улицу, необходимо быть внимательным и осторожным, для игр и спортивных занятий необходимо использовать отведенные для них места, нельзя устраивать катание — соревнование на велосипедах, санках и пр. по проезжей части дороги. Кататься можно только во дворе. Нельзя выезжать на дороги общего пользования, проезжую часть дороги на скутере, если не исполнилось 16 лет и отсутствуют права.

Необходимо, чтобы ребенок очень четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда, арки, из-за гаража или стоящей машины, прятаться за автомобили, цепляться за них. Если у подъезда стоят автомобили или растут деревья, кусты, необходимо обратить на это внимание ребенка, остановиться, научить осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов. Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Остановка — одно из наиболее аварийноопасных мест на дороге. В зоне остановок дети попадают в ДТП даже чаще, чем на перекрестках, и причин тому несколько. Прежде всего, когда ребенок спешит, например, на автобус, он вообще не видит ничего вокруг. Кроме того, стоящие на остановке «крупногабаритные» маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Необходимо научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации, не спешить и внимательно смотреть по сторонам. Нельзя обходить автобус, трамвай ни спереди, ни сзади. Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Или подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после этого переходить проезжую часть.

Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой скорости. Дети еще зачастую не могут правильно определить ни скорость автомобиля, ни расстояние до него. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости, о чем ребенок даже не подозревает. Машину необходимо пропустить и обязательно убедиться, что за ней нет других автомобилей. Только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой машину, движущуюся во встречном направлении — под нее и может попасть ребенок, если сразу побежит через дорогу. На улице, где автомобили появляются редко, дети зачастую выбегают на дорогу, не посмотрев по сторонам, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться — и только тогда переходить через проезжую часть.

Зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Недостаточно только научить детей ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет. Дойдя до середины проезжей части, дети обычно следят только за машинами, двигающимися справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Опасность здесь заключается в том, что, испугавшись, ребенок может отскочить назад — прямо под колеса. Поэтому — если остановились на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности. Навыки безопасного поведения, и не только на дороге, но и во дворе — это насущная необходимость. Начинать прививать их надо с самого раннего детства, и чем раньше — тем лучше.

Обучите детей правилам поведения с незнакомыми людьми. Не разрешайте детям разговаривать с ними, брать подарки и куда-то идти. Не оставляйте детей под присмотром незнакомой «доброй тети», это увеличивает риск их похищения. Вообще старайтесь не оставлять детей одних, тем более в незнакомых местах на отдыхе.  Напомние детям, что нельзя открывать дверь незнакомцам и разговаривать с ними по телефону, и что опасно сидеть на подоконнике открытого окна или балкона.

                                        БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ!

 

 

БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ 

Высок уровень детского травматизма, это одна из причин не только инвалидности,  но и смертности детей. Вот почему предупреждение детского травматизма является важной проблемой. Изучение причин травм у детей показывает, что большинство их следует расценивать как несчастье, которое чаще всего происходит по вине взрослых. Повреждения у детей почти всегда являются результатом недостаточной ориентировки в пространстве,  недисциплинированности, отсутствия навыков в обращении с различными предметами и инструментами, не уберегли, не научили, не предупредили…

С самого раннего детства ребенок требует сначала опеки, а затем настойчивого воспитания и обучения. И чем раньше родители начнут приучать его к правильному поведению, тем лучше ребенок познает окружающий мир, тем безопаснее для него будет этот мир, тем меньше ему будут угрожать травмы. Частота травм зависит от возраста ребенка.

                                           ПРИЧИНЫ БЫТОВЫХ  ТРАВМ

 

Бытовые травмы у детей разнообразны - ожоги огнем, горячими и химическими веществами, падения, удары о твердые предметы, ранения, воздействия взрывчатых веществ.

Повреждения в быту чаще всего носят характер поверхностных ранений, ушибов мягких тканей, растяжения связок. При таких повреждениях не всегда обращаются к врачу, И все-таки в ряде случаев необходимо помощь хирурга.

 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 

ТРАВМА ГОЛОВЫ. Симптомы - утрата сознания, рвота, наоушение памяти.

Первая помощь должна быть оказана больному на месте, сводится к созданию полного покоя. Обязательно вызвать врача, приложить к голове холод, Транспортировать в лежачем положении.

 УШИБЫ. Характеризуются повреждениями мягких тканей без нарушения целостности кожного покрова. Возникают от травмирования тела тупыми предметами.

Первая помощь заключается в наложении давящей повязки и холода на место ушиба, надежная фиксация поврежденной конечности с помощью импровизированной шины. Через 1-2 дня после травмы на место ушиба кладут согревающий компресс.

 РАНЫ. Различают  разные: колотые, рваные, ушибленные. Они могут быть поверхностными и глубокими, с повреждением внутренних органов.

  Основные опасности связаны с кровотечением, возможностью инфицирования ран. Первая помощь – остановка кровотечения, наложение жгута, предупреждение инфицирования раны. Способ остановки кровотечения зависит от характера и силы кровотечения – наложение жгута, пальцевое прижатие сосуда, наложение давящей повязки. Предупреждение инфицирования – промывание ран раствором перекиси водорода, водой, наложение  чистой повязки. Обязательно нужно вызвать врача.

 ОЖОГИ. Помощь при площади ожоговой поверхности 0,5-1% - наложение повязки и  направление к врачу. При более сильных – освободить поверхность от одежды, наложить повязку и вызвать врача.

 

 

 

 

Понятие и формы жестокого обращения с детьми,

их влияние на ребенка

                                                               

В настоящее время Российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

 Физическое насилие - действия (или бездействие) родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. 

 

Влияние физического насилия на ребенка:

1) Поведенческие и психологические индикаторы:

 задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2) Признаки физического насилия над ребенком:

  • раны и синяки:

разные по времени возникновения;

в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

непонятного происхождения;

имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

  • ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

  • укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овалоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

  • «синдром тряски ребенка»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия - синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

  •         родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

  •              следы травм различной давности;

  •             родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

  •      обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

  •      не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

  •      отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь)

  •     повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

 

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) -

невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре

Влияние на ребенка:

  •             не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

  •             ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

  •      нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

  •      не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

  •      устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

 

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми)

  •          обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства;

  •           отвержение ребенка;

  •           длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

  •           принуждение к одиночеству;

  •           совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

  •            причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

 

Влияние на ребенка:

  •         задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и  младших школьников);

  •        импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

  •             попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

  •           уступчивость, податливость;

  •           ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

  •           депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

 

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции

Влияние на ребенка:

  •             ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

  •            может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

  •        может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

  •           может жаловаться на физическое нездоровье;

  •            девочка может забеременеть;

  •             ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

  •       скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

  •          следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

  •       следы сексуального насилия;

  •            запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

  •           отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

  •           систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

 

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством

 

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность

 

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

 

Дисциплинарной ответственности  могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

 

                                             Действия сотрудников образовательных организаций

 

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную  информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования

4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения